Великий Пабло Пикассо оставил после себя богатое наследие, его шедевры хранятся в музеях по всему миру. Музей Пикассо в Барселоне содержит одну из самых крупных коллекций этого известнейшего художника.
Музей Пикассо в Барселоне (кат. Museu Picasso) — один из трех (наряду с парижским и антибским) главных музеев художника, который открылся в 1963, в его коллекции хранятся преимущественно ранние работы автора, созданные в период с 1895 по 1904 годы.
Музей был создан на основе подаренной городу крупной художественной коллекции секретаря и друга Пабло Пикассо, Хайме Сабартеса. Он размещается в готическом особняке Беренгера д’Агилара (XV век) на улице Монткада и славится своими старинными внутренними двориками. На сегодняшний день постоянная коллекция включает более 3800 работ. Основу коллекции составила тысяча картин, которые хранились в Барселоне у родителей художника. Здесь есть картины, относящиеся к «Голубому периоду», школьные и академические работы. Важнейшие среди них — это две первые крупные работы художника: «Первое причастие» и «Наука и благотворительность». В коллекции есть портреты и картины более позднего периода творчества. Также в музее можно найти работы 1917 года, когда Пикассо приезжал в Барселону вместе со своей невестой Ольгой Хохловой и труппой Дягилева. Однако затем в экспозиции музея наступает долгий перерыв в 40 лет — до серии из 44 картин «Менины» , знаменитой интерпретации работы Веласкеса.
Живописный раздел завершается несколькими разрозненными работами поздних лет. Помимо живописи в музее имеется большая подборка керамики 1947-1965 годов (дар Жаклин Пикассо) и замечательная коллекция печатной графики.
Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью.
На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период» Пикассо: в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен.) В следующий период, получивший название «розового», появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре».
В 1908-09 Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль — кубизм. Наиболее значительными из его работ данного периода являются «Авиньонские девицы», 1907, «Гитара и скрипка», 1913, «Портрет девушки», 1914.
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Он испытывает влияние сюрреализма. Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932).
Написанные небрежно холсты «позднего Пикассо» представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету.
Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20 века.
Интересные факты :
-Полное имя Пикассо состоит из 22 слов (Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso).
-Первым словом маленького Пикассо было слово “карандаш”.
-Когда в 1911 была украдена картина Мона Лиза, Пикассо был допрошен полицией как подозреваемый.