В 1973 году один из самых известных современных архитекторов, каталонец Рикардо Бофилл, купил на окраине Барселоны заброшенный цементный завод, состоящий из более чем 30 элеваторов, подземных галерей и огромного машинного отделения. Эти живописные развалины он превратил в собственный дом и в головной офис мастерской La Fabrica, где под его руководством работает команда архитекторов, проектировщиков, урбанистов, графических дизайнеров, а также математиков, музыкантов, поэтов, кинорежиссеров, философов, социологов…
“Архитектор обязан учитывать дух каждого места, его ДНК. Архитектура должна подходить месту. Поэтому при помощи своего междисциплинарного подхода я, прежде всего, пытаюсь изобрести новые проекты, новые стили. Я хочу открыть себя заново. Я не хочу повторять себя или без конца повторять определенные формы… Архитектура просто обязана быть открытой другим дисциплинам, она не может существовать изолированно. И поскольку все остальные дисциплины эволюционируют, архитектура должна поддерживать тесные связи с ними, чтобы развиваться самой.”
Эстетика мастерской “La Fabrica” потрясает воображение. Минималистичный дизайн дарит суровому индустриальному каркасу воздушность, создавая атмосферу романтичного брутализма на грани утопии и реальности. Зелень растений на фоне цементных конструкций воспевает торжество природы. Словно после апокалипсиса сюда вернулась жизнь. Работать в таком необычном месте особая честь, вдохновение можно черпать в любой детали. Настоящий “монастырь архитектуры”, как его называет сам Рикардо. «У меня создается впечатление, что я живу в закрытой вселенной, которая защищает меня от внешней и повседневной жизни. Жизнь здесь течет непрерывно, и разница между работой и досугом очень мала».
Несмотря на трансформацию, «Фабрика» по сей день остается незавершенным проектом. Рикардо Бофилл отмечает, что его постоянная эволюция похожа с его собственным образом жизни и творчеством. В них, как и на фабрике, всегда найдется место для совершенствования.
В портфолио студии Бофилла — тысячи проектов более чем в 50 странах. Бофилл оформляет офисы Cartier и Christian Dior, строит театры и аэропорты, но главным направлением студии было и остается социальное жилье. Самые известные экспериментальные проекты — Ла Муралья Роха (La Muralla Roja) в Аликанте (1973), и Вальден-7 (Walden-7) (1975), расположенный напротив мастерской Рикардо.
Можно ли попасть внутрь мастерской Бофилла? Это непросто, так как сюда не пускают обычных посетителей, но иногда проходят визиты для дизайнеров и архитекторов. Если вам повезет и вы сможете присоединиться к подобной группе, двери Фабрики распахнутся для вас.